Печать

Структура тунбэй

Структура тунбэй

 

Тунбэй - одно из направлений в традиционном УШУ. Тунбэй включает в себя четыре стиля: пигуа цюань, бацзи цюань, фаньцзы цюань, чоцзяо, которые различаются по способам использования силы, скорости, выполнения техник, динамики передвижений и дистанции боя.
Изучение каждого из этих стилей в итоге даёт уникальные возможности в плане ведения реальных боевых действий. Показательно, что один из известных мастеров этого направления в 1953 году Ма Сяньда стал абсолютным призером в соревнованиях по контактному бою с длинным, коротким видами оружия и рукопашному бою.

 


Пигуа цюань

Пигуа цюань  
 
Одно из названий стиля - тунбэй пигуацюань. Вообще, пигуа считается достаточно древним стилем, данное название уже упоминал знаменитый полководец Ци Цзигуан в своем трактате "Новая книга о заслугах [в воинском деле]".
Современный стиль ведет свое происхождение из провинции Хэбэй и практиковался в уездах Яньшань и Наньпи, а затем в 60- 70е годы XIX века стал распространяться в Пекине и Тяньцзине. В стиле прослеживаются две ветви. Одна берет начало в уезде Наньпи, округа Цанжоу от мастера Го Дафа.
В настоящее время техника этой ветви широко распространена по всему Китаю. Другая происходит из уезда Яньшань того же округа, от мастера Цзо Баомэя. В настоящее время эта техника практикуется семьей Ма. Внешне техника и внутренние принципы обоих ветвей весьма схожи. Вообще, стиль отличается большим количеством рубящих ударов и ударов с вращениями рук, сила при этом перемещается из поясницы в спину и далее в руки. В пигуа насчитывается четыре комплекса без оружия: пигуа, цин лун, фэй ху, тай шу и комплексы с разнообразными видами оружия.

Фаньцзы цюань

Назывался также башань фань.Этот стиль впервые упоминается Ци Цзигуаном в трактате "Новая книга о заслугах [в воинском деле]". В терминологии и технике современного фаньцзы мы встречаем немало приемов, которые использовал Ци Цзигуан в своей системе тридцати двух приемов.
 
Фаньцзы цюань вместе с чоцзяо использовались тайпинами для подготовки восставших. Смешанное боевое искусство фаньцзы и чоцзяо до настоящего времени распространено в Хэбэе. Фаньцзы отличается резкими короткими атаками, низкими стойками, постоянной работой корпусом, быстрыми ударами руками на разных уровнях, что приводит к тому, что "удары сыпятся, как мелкий дождик в осеннее ненастье".
 
С ростом числа школ фаньцзы наметились и основные различия между направлениями этого стиля в разных провинциях. Например, на северо-западе Китая под воздействием тунбэй цюань в движениях задействованы виды сил характерные для пигуа цюань,на северо-востоке же больший упор делается на жёсткую, упругую силу.Стиль содержит разнообразные комплексы без оружия (базовым из них является чжан чжуан фань), а также комплексы с мечом дао. 

Бацзи цюань

Стиль иногда именовали каймэнь ба цзи. По одной из легенд, бацзи цюань был создан даосом по фамилии Лай из провинции Хэбэй, по другой -буддийским монахом Чжан Юэшанем из монастыря в провинции Хэнань.
 
Вторая версия позже дала стилю его полное название "Кулак восьми пределов Юэшаня" (Юэшань бацзицюань). Реальный создатель бацзи цюань- мусульманин У Чжун, родился в 60-е годы XVII века в уезде Цансянь провинции Хэбэй [Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу).Пекин. 1985 ].
 
По одной из легенд, он обучился данной технике у все того же странствующего даосского монаха по имени Лай. По другой легенде, У Чжун обучался у Чжан Юэшаня, настоятеля буддийского храма Юэшаньсы в провинции Хэнань. Для стиля характерны короткие четкие передвижения, а также резкий и очень мощный "выброс силы".
 
Бацзи позволяет вести поединок на короткой дистанции, не требует высоких ударов ногами и не содержит сложных демонстративных элементов.Используются, в основном, удары кулаками и ладонями, активно применяются толчки и подсечки, а также блоки с последующей резкой атакой локтем. Стиль содержит разнообразные комплексы без оружия, из них базовыми являются бацзи сяоцзя, бацзи, бацзи синцзя, и комплексы с коротким и длинным оружием. 


Чо цзяо

 

перевод  
   
 
Одно из названия стиля - цзю фань юаньян цзяо.История стиля прослеживается с трудом и во многом опирается не на исторические хроники, а на литературное произведение периода конца династии Юань "Речные заводи", в котором упоминается о некоторых техниках стиля. Возможно, он практиковался и в тайных сектах, таких,например, как Тяньли цзяо ("Учение Небесного принципа").
 
Во время грандиозного восстания тайпинов,организованного тайными обществами в 50-х годах XIX века, основными стилями восставших стали именно фаньцзы и чоцзяо,а после поражения восстания разбежавшиеся повстанцы стали распространять свое боевое искусство в тайных обществах провинции Хэбэй. Впоследствии, стили чоцзяо и фаньцзыцюань объединились [Цзяньмин ушу цыдянь (Краткий словарь ушу). Харбин, 1986. ].
 
В технике чоцзяо удары ногами занимают главенствующее место - практически каждое передвижение сопровождается ударом ноги. Комплексы называемые танцзы, делятся на две ветви: "гражданская" (вэнь) и "военная" (у), (возможно, это также связано с иерархией тайного общества). Чоцзяо содержит 9 гражданских и 9 военных комплексов, а также комплексы с длинным и коротким оружием.